Главная Обратная связь Структура сайта
13 сессия

Решение № 13/20 от 1 июня 2007 г. Об утверждении Концепции Програмы реформирования теплового хозяйства Луганской области

ЛУГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
ПЯТОГО СОЗЫВА
тринадцатая сессия

РЕШЕНИЕ

1 июня 2007 г.
№ 13/20
г. Луганск

Об утверждении Концепции Програмы реформирования теплового хозяйства Луганской области

Руководствуясь п.16 ч.1 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», учитывая ходатайство областной государственной адимнистрации, с целью содействия развитию и реформированию жилищно-коммунального хозяйства области, областной совет РЕШИЛ:

1 Утвердить Концепцию Программы реформирования теплового хозяйства Луганской области (прилагается).

2 ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» определить перечень объектов теплоснабжения для передачи имущества общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов области, по решению соответствующих местных советов, в управление теплоснабжающих предприятий территориальных громад.

3 Облгосадминистрации подготовить предложения относительно создания специализированной организации для обеспечения эксплуатации теплоснабжающих объектов общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов области.

4 Облгосадминистрации осуществлять финансирование расходов по разработке указанной Концепции и Программы после согласования сметы расходов с постоянными комиссиями областного совета по вопросам коммунальной собственности и использования природных ресурсов, по вопросам экономического развития, бюджета и финансов и по вопросам промышленной политики, предпринимательства, экологии и жидищно-коммунального хозяйства.

5 Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию областного совета по вопросам коммунальной собственности и использования природных ресурсов.

Председатель областного совета В.Н. Голенко

УТВЕРЖДЕНО
Решение областного совета
01.06. 2007 № 13/20

КОНЦЕПЦИЯ
Программы реформирования теплового хозяйства
Луганской области

Луганск - 2007

Вступление

Коммунальная теплоэнергетика является одной из важнейших отраслей жилищно-коммунального хозяйства. Теплоснабжение области находится в кризисном состоянии, что требует четкого определения приоритетных путей развития отрасли, оптимизации ее организационной структуры, а также системы управления предприятиями коммунальной теплоэнергетики.

1. Проблемы теплового хозяйства области

На сегодняшний день в области существует ряд проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые касаются и теплоснабжения области.

В течение последних 3-х лет объем услуг, предоставляемых потребителям, постоянно уменьшается на 10 – 12 %.

В системе теплоснабжения предприятий коммунальной собственности наряду с современными типами котлов эксплуатируется большой парк морально и физически устаревших котлов. Уровень автоматизации этих тепловых источников крайне низкий, КПД составляет 65-75 %. Большинство котельных не имеют водоподготовки, что негативно сказывается на сроках службы, как и самих котлов, так и систем отопления. Значительное количество котлов (35 %) требуют замены или выведения из эксплуатации из-за значительного износа и низких эксплуатационных показателей. В целом физический износ котельных составляет больше 50 %. Тринадцать тепловых пунктов (12,3 %) находятся в неудовлетворительном состоянии. Физический износ систем отопления и горячего водоснабжения составляет больше 65 %.

На сегодняшний день в аварийном состоянии находится 335 км (24,6 %) тепловых сетей. Тепловая изоляция систем изношена либо совсем отсутствует, что приводит к значительным потерям тепловой энергии при ее транспортировании.

Состояние оборудования и качество обслуживания потребителей ухудшается, эксплуатационные затраты растут, что приводит к неоправданным потерям труда, энергии и материалов. Применяя устаревшую технику и оборудование, предприятия вынуждены использовать морально устаревшие технологии, которые заложены при создании этого оборудования. Удельные затраты на потребление и переработку газа значительно превышают стандарты.

Основные фонды ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» (далее - предприятие) непрерывно устаревают. Общее финансовое состояние предприятия определено как кризисное.

2. Анализ причин возникновения проблемы

На сегодняшний день предприятия теплоснабжения городов и районов области работают за счет ресурсных возможностей, которые были накоплены до начала 90-х годов. Отсутствие инвестиций и нехватка оборотных средств привели к значительному ухудшению технического состояния основных фондов, повышенной аварийности в сетях теплоснабжения, увеличению удельных потерь и непродуктивных затрат материальных и энергетических ресурсов, что негативно сказывается на уровне и качестве теплоснабжения, которое напрямую зависит от качества технологического процесса.

Дебиторская и кредиторская задолженности, составляющие основную долю оборотных активов, нарастают. Ввиду существующей задолженности за услуги, предоставляемые потребителям, кредиторская задолженность имеет тенденцию к увеличению. Анализ тарифной политики свидетельствует о том, что установленные тарифы в целом не возмещают затрат предприятий.

В последние годы результаты финансово-хозяйственной деятельности теплоснабжающего предприятия области имеют устойчивую негативную тенденцию, отражающую его кризисное состояние. Очевидно, что существующая система управления и организационная структура предприятия не позволяют работать предприятию эффективно и без убытков.

Анализ деятельности предприятий коммунальной теплоэнергетики свидетельствует о том, что предприятия теплоснабжения за последние годы являются убыточными вследствие постоянного роста затрат (себестоимости) по независимым от них причинам. На сложившуюся ситуацию влияют такие внешние факторы как изменения в законодательстве, связанные с повышением тарифов и цен на энергоносители.

Существующие системы производственного, финансового управления не соответствуют требованиям рыночной экономики. Противоречия между разнородными интересами собственников, представленных территориальными громадами, и необходимостью скоординированного управления на уровне области постоянно накапливаются, а необходимость их устранения становится все более трудноразрешимой задачей, на решение которой отвлекаются силы и средства, которые необходимо направить на реальное улучшение удовлетворения потребностей жителей области в услугах теплоснабжения.

Кроме этого, назрела необходимость повышения эффективности действующей системы управления, организационной структуры предприятий коммунальной теплоэнергетики, а также повышения роли органов местного самоуправления и расширения их полномочий в сфере теплоэнергетики, приведение тарифов в соответствие с экономически обоснованными затратами.

3. Цель Программы

Целью Программы является реформирование коммунальной теплоэнергетики, в результате которого теплоснабжающие предприятия станут организационно и технологически адаптированными к успешной работе в условиях рыночной экономики и способны эффективно решать поставленные перед ними задачи безубыточной работы при обеспечении качества и полноты оказываемых услуг.

4. Возможные варианты разрешения проблемы

Настоящая Концепция предусматривает разработку следующих вариантов реформирования ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго»:

Первый вариант. Уточнение схем теплоснабжения населенных пунктов и их оптимизация с последующей передачей в управление основных фондов общей собственности территориальных громад вновь созданным территориальными громадами городов, районов, поселков коммунальным теплоснабжающим предприятиям. Дебиторская и кредиторская задолженность не передается вновь созданным предприятиям.

Для реализации данного варианта необходимо:

- городским, районным или поселковым советам инициировать создание и регистрацию в установленном порядке соответствующих коммунальных теплоснабжающих предприятий;

- ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» совместно с соответствующими органами местного самоуправления согласовать перечни и объекты, подлежащие передаче в управление территориальных громад;

- подготовить акты приема-передачи объектов;

- органам местного самоуправления совместно с предприятием «Лугансктеплокоммунэнерго» рассмотреть вопросы кадрового обеспечения создаваемых предприятий;

- городским, районным или поселковым советам принять соответствующие решения о передаче им в управление основных фондов филиалов ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго»;

- областному совету на основании обращений городских, районных или поселковых советов принять решение о передаче имущественных комплексов соответствующих подразделений ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» в управление вновь созданным коммунальным предприятиям теплоэнергетики

Второй вариант. Передача целостных имущественных комплексов входящих в предприятие «Лугансктеплокоммунэнерго» в коммунальную собственность территориальных громад городов, районов или поселков. При этом дебиторская и кредиторская задолженность передаются вновь созданным территориальными громадами городов, районов, поселков коммунальным теплоснабжающим предприятиям.

Для реализации второго варианта необходимо:

- городским, районным или поселковым советам инициировать создание и регистрацию в установленном порядке соответствующих коммунальных теплоснабжающих предприятий;

- ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» совместно с соответствующими органами местного самоуправления согласовать состав целостных имущественных комплексов, подлежащих передаче в собственность территориальных громад;

- подготовить акты приема-передачи целостных имущественных комплексов;

- органам местного самоуправления совместно с предприятием «Лугансктеплокоммунэнерго» рассмотреть вопросы кадрового обеспечения создаваемых предприятий;

- городским, районным или поселковым советам принять соответствующие решения о передаче им в собственность целостных имущественных комплексов филиалов ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго»;

- областному совету на основании обращений городских, районных или поселковых советов принять решение о передаче имущественных комплексов соответствующих филиалов ЛОКСТП «Лугансктеплокоммунэнерго» в собственность вновь созданным коммунальным предприятиям теплоэнергетики.

Предлагаемый подход к реформированию системы теплоснабжения основывается на следующих направлениях реструктуризации существующей системы:

- структурный (построение новой системы внешних взаимосвязей с ориентацией на рыночные отношения и соответствующую ей стратегию);

- технологический (совершенствование технологии исходя из принятой стратегии и имеющихся ресурсов);

- правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации);

- финансовый (преобразование структуры денежных потоков, активов и пассивов предприятия).

5. Способы разрешения проблемы

Организационно-управленческий:

- разработка структуры новых предприятий;

- проведение исследования уточненной модели организационной структуры на основе комплексного применения функционального и процессного подходов;

- построение и проработка всех элементов функционально-идеальной модели новой организационной структуры;

- распределение функций организационной структуры по структурным подразделениям с выявлением горизонтальных взаимодействий;

- проведение анализа соответствия организационной структуры требованиям новой стратегии;

- исследование путей практической реализации новой структуры;

- определение состава структурных подразделений нового предприятия, их функций, связей между собой, формы участия, набор функций, передаваемых на аутсорсинг;

- проведение модернизации технического оборудования и совершенствования технологических процессов, соответствующих требованиям по параметрам надежности, качества, экономичности производства экологии и энергоемкости;

- разработка новых систем расчета тарифов и сбора платежей, которые смогут поддерживать сбалансированное функционирование и планомерное развитие новой системы управления.

Инвестиционный:

реструктуризация и санация неэффективных производств, продолжение и усовершенствование процессов приватизации, в том числе приватизация под инвестиционные обязательства, разработка и внедрение системы мероприятий постприватизационной поддержки предприятий;

использование кредитных линий и привлечение кредитов, грантов международных финансовых организаций.

Инновационный:

- внедрение инвестиционно-инновационных проектов в сфере энергоэффективности;

- модернизация и реконструкция теплосетей, котельных, ТЕЦ и их оснащения, сдержанная децентрализация систем теплоснабжения, внедрение когенерационных установок и частотных регуляторов насосного оснащения;

- тепломодернизация жилых домов, внедрение приборов учета и регулирование систем отопления горячего и холодного водоснабжения, реабилитации тепловой защиты домов (уплотнения окон с использованием современных технологий), установка домовых счетчиков электроэнергии, автоматизация систем освещения домов;

Бюджетный:

- разработка мероприятий, предусматривающих дополнительное бюджетное финансирование за счет средств государственного бюджета Украины, бюджета области.

6. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование Программы предполагается за счет инвестиций, средств предприятий и организаций, государственного и местных бюджетов.

7. Оценка ожидаемых результатов

Выполнение данной Программы даст возможность обеспечить эффективную работу предприятий теплоснабжения области, оптимизировать схемы теплоснабжения, вывести предприятия на новый качественный уровень работы, улучшить качество и полноту предоставляемых услуг при снижении затрат на производство тепловой энергии.

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна