Главная Обратная связь Структура сайта
Публикации

Обойдемся без императора

Убежден: только усилив местные Советы Украины, доведя до логического конца конституционную реформу, передав непосредственно в регионы достаточный объем власти и полномочий, мы сможем уберечь страну от появления нового «императора». От узурпации власти одним человеком вообще. Согласитесь, это серьезная цель для общества, где творится массовое беззаконие, а газеты определенного толка вообще уже выходят с заголовками «Да здравствует тиран Ющенко!»

И это не только мое убеждение. Его разделяют руководители городских, районных, областных Советов всей страны. Это очень явственно показало недавнее расширенное заседание Консультативного совета по вопросам законодательного обеспечения местного самоуправления и регионального развития, действующего при Председателе Верховной Рады. В его работе приняла участие достаточно представительная делегация от нашей области во главе с председателем областного Совета Валерием Голенко.

Скажу откровенно: лично меня очень впечатлил тот факт, что, готовясь рассматривать изменения в Конституцию относительно реализации второго, «регионального» этапа реформы, законотворцы решили посоветоваться с теми, кто в ней больше всего заинтересован. Нас подробно ознакомили с проектом соответствующего закона, предложили выступить. Нас, в конце концов, услышали! И попросили в течение ближайших двух недель направить свои замечания и уточнения к предполагаемым изменениям. Ожидается, что они будут рассмотрены парламентом уже на этой сессии.

Украина имеет реальный шанс наконец обрести эффективное местное самоуправление вместо длящихся уже шестнадцатый год дискуссий о том, каким оно должно быть. Я рад той решимости, с которой народные депутаты Украины настаивают на необходимости реализации политреформы на региональном уровне. Говорили ведь о вполне конкретной дате — уже до 1 января будущего года местные Советы в нашей стране должны получить все полномочия, которые полагаются им в соответствии с Европейской хартией, ратифицированной Украиной много лет назад!

Речь, в первую очередь, идет о совершенствовании самого механизма публичной власти. Советы сформируют исполнительные органы и смогут реально влиять на социально-экономическую ситуацию на своих территориях. Районные госадминистрации ликвидируют, областные останутся, но с иным объемом полномочий. Таким образом исчезнет заложенный самим сегодняшним законодательством дисбаланс в организации власти в державе. Выступая с трибуны Верховной Рады, председатель нашего областного Совета Валерий Голенко очень четко обрисовал ситуацию, которая, по его мнению (и эту точку зрения разделяли все члены луганской делегации), является причиной противоречий, регулярно возникающих как между центром и регионами, так и между исполнительной и представительской властью на местах.

Кстати, выступление, как говорится, явно имело успех. И слушали его внимательно, и по завершении заседания приятно было видеть, как к Валерию Николаевичу подходили представители разных областей Украины, поздравляли с таким ярким дебютом – все-таки первый раз говорил человек с самой важной трибуны страны. Многие вступали в дискуссию. Но не по принципиальным вопросам – по деталям. Стратегически у всех позиция одна!

Так о чем же шла речь? Сейчас на уровне страны мы имеем Кабмин, который сформирован парламентом и пользуется доверием его большинства. А на местах — во главе исполнительной власти чиновник, назначенный из Киева. Причем даже не правительством — Президентом! Это нонсенс.

И местный Совет в обязательном порядке обязан делегировать этому самому чиновнику полномочия. А когда дело доходит до контроля за их исполнением, то в лучшем случае все решается на уровне личных отношений между руководителями Совета и администрации. Это когда они есть… И есть общее понимание, что разным ветвям власти в регионе делить нечего, кроме забот… А если нет?! Такое ведь сплошь да рядом!

Логичным сопровождением регионального этапа политреформы должны стать и изменения в Бюджетный, Земельный, Лесной, Водный кодексы. А возможно, даже их новая редакция, в которой будут учтены новые полномочия местных Советов. Сейчас, например, сельский Совет распоряжается только землей, на территории которой находится населенный пункт. Но ведь ясно, что, скажем так, «основная земля», миллионы гектаров — за селом. И там, в поле, где растет хлеб, формируются и основные доходы, и, соответственно, налоги! Сейчас договоры на аренду земель «контролирует» райгосадминистрация. Ее чиновники решают, кому и на каких условиях передавать участки. А Совет, который больше всех заинтересован в процессе, из него исключен. Это в корне неверно. И эту нашу позицию поддерживают парламентарии.

Не надо быть провидцем, чтобы утверждать: процессу передачи полномочий местным Советам будут активно мешать. И как раз — киевские чиновники. Ведь после внесения соответствующих изменений в Конституцию и Бюджетный кодекс финансовые потоки перенаправятся и пойдут уже не через них. А значит, и мимо их карманов. Естественно, это им не понравится!

К слову, были ведь попытки сорвать само заседание Консультативного совета. Участники встречи из западных регионов прямо в зале рассказывали: из Секретариата Президента главам райгосадминистраций настойчиво «советовали» не дать председателям местных Советов и городским головам принять участие в заседании. Это подтвердил и спикер парламента Александр Мороз. Политик он опытный и в нынешней ситуации приукрашивать вряд ли бы что стал. И уж раз завел речь обо всем этом, значит, проявления «тиску» были действительно ураганными, выходящими за все разумные рамки! Впрочем, сам факт такой «работы с регионами» — нонсенс для державы, считающей себя и европейской, и правовой, и демократической. Тут уже не политикам – прокуратуре бы разбираться…

Тем не менее, приехали практически все из тех, кого приглашали. И так же единодушно голосовали за предложение к украинскому парламенту рассмотреть на одном из ближайших пленарных заседаний проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины».

Кто бы что сегодня ни говорил, а Верховная Рада работает! И — продуктивно. Решает насущные вопросы. Я сам в этом лично убедился. Те же, кто сейчас заявляет о нелегитимности нынешнего состава парламента, игнорируют Основной Закон. Более того — это люди без совести. Неужели имеют моральное право занимать самые высокие властные кабинеты в стране люди, которым надо толковать и многократно напоминать норму закона, определяющую: действующий состав Верховной Рады легитимен до момента открытия первого заседания новоизбранных депутатов?!

Так что за реальную власть местных Советов еще предстоит побороться. Но дело того стоит — без их усиления нам нечего и говорить о демократии.

А мы хотим не только говорить.

Михаил СОКИРКА,
председатель Беловодского районного Совета

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна