Главная Обратная связь Структура сайта
Каталог files/images закрыт для записи.
Публикации

СВОИ КАК ЧУЖИЕ

Страна наша с гордостью говорит, что стремится в Европу. Большинство «политической элиты» уверено: мы давно и полностью соответствуем всем требованиям Европейского Союза и надо только найти хорошего «адвоката», чтобы нас быстро и без проволочек признали «своими». То Польшу приглашаем на эту роль, то Венгрии делаем выгодное предложение, то в Дании ищем желающих замолвить за нас словечко.

Наверное, все это правильно – проявлять активность, если чего-то искренне хочешь добиться, необходимо. И оставаться на обочине политического и экономического прогресса тоже не хочется – если все шагают в ногу, то и нам сам Бог велел! Однако отчего ж такие сомнения со стороны партнеров? Почему так осторожны они и в своих суждениях, и в своих оценках? А, наверное, потому, что не всегда мы держим собственное слово и уж как-то очень своеобразно воспринимаем гордо взятые на себя обязательства.

Недавно вот в Киеве состоялся семинар, обсуждавший развитие демократии в Украине и наши шаги по исполнению давно ратифицированной державой хартии, едва ли не главным положением которой является разграничение властных полномочий между центром и регионами. Обязательства, следовательно, мы на себя давно взяли? А что же с исполнением? Не секрет - как не было так и нет пока у областных и районных Советов своих исполнительных органов. Не секрет, что и власть в государстве, считающем себя вполне демократическим, этакая кособокая – вся полнота возможностей - у столицы, вся мера ответственности - непосредственно на местах.

В общем-то и правильно, что местная власть должна полностью отвечать за состояние дел в своем крае и ей до всего должно быть дело - от рождения ребенка до смерти старика все просто обязано находиться в зоне ее ответственности. Что интересно, это полностью признают все – от сторонников политической реформы до ее непримиримых критиков. Но ведь для исполнения возложенных функций нужны полномочия? Какая может быть реальная власть без прав и денег? Сейчас ведь именно так – каждый шаг надо согласовывать с Киевом и каждую заработанную копейку отдать ему же. Там уж потом «умные и специально назначенные люди» все «честно и справедливо поделят».

Но отчего ж как только до этого процесса доходит – так накладка на накладке? И, что особо заметно, не только там, где дело касается чисто региональных интересов, но и там, где уж точно сфера деятельности самой державы?

Повод еще раз убедиться в этом дало недавнее торжество – с хорошим настроением открывали новый комплекс пограничной заставы «Меловое». Добротное, по-современному оборудованное здание, оснащенное всем необходимым для нормальной службы и полноценного отдыха. Трогательная церемония, во время которой люди в форме искренне благодарили гражданских – местная власть и землю отвела, и здание подарила, и помогла найти спонсоров, которые подсобили его в порядок привести и укомплектовать.

С одной стороны – нормальное сотрудничество. Кто, как не сам народ, должен заботиться о тех, что охраняют его покой? С другой стороны, район заработанное стране отдал, бюджет получив только на самое необходимое и… должен отрывать свои крохи, чтобы решать державные задачи?! Но ведь каждый налогоплательщик знает, что мы свои кровные отдаем, чтобы государство могло содержать свой аппарат, армию, милицию и все, что ему необходимо, чтобы называться государством. Получается, что не скупой, а щедрый да совестливый (нельзя же ребят в солдатской форме оставлять один на один с экономической действительностью?) платит дважды?

И ведь не первый раз. И – не последний. Луганщина активно помогала и помогает флоту. Не морально – материально шефствует и над кораблями, и над бригадой морской пехоты. Не на «пирожное» – на самое необходимое порой дает! Луганщина, благо дают на это согласие депутаты, из своего бюджета помогает милиции и службе безопасности, подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям. Им тоже надо решать материальные проблемы, а помощи из властного Киева не дождешься. Делать такие «подарки», кстати, приходится на грани законного – Бюджетный кодекс не приветствует широту души. Но ведь и с преступностью бороться надо? А как это сделаешь, не имея соответствующей базы? Вот и приходится себя утешать тем, что рискуешь, принимая решение все-таки во благо избирателя, которому покой дорог и который хотел бы иметь спокойные улицы и дороги, хотел, чтобы тропы поставки наркотиков и оружия, движения «лихих людей», от которых честным гражданам одно беспокойство, были перекрыты.

Согласитесь, в этом деле крепкая граница играет не последнюю роль. Но граница не должна ведь быть и линией разъединения? Сколько в моей депутатской почте писем, где всего один вопрос: до каких пор будет продолжаться безобразия, когда к родственникам в Россию в соседнее село, до которого два-три километра, приходится ехать, делая огромный крюк, да еще и теряя несколько часов в очереди?

Что немаловажно: пограничники тоже признают, что «есть вопрос». Столь же откровенно ставят в известность: есть и ответ – между государствами давно согласована возможность установления местных пунктов пропуска. Они сняли бы все напряжение! Но когда появятся – неизвестно. Потому что каждый пункт оборудовать надо, а на это уйдет по минимуму от 40 до 60 тысяч гривен.

- У нас денег нет! – категорично открещиваются стражи границ и… опять смотрят на местную власть: вам надо – вы и раскошеливайтесь! Правильно, надо. Именно местная власть и подвергается справедливой критике со стороны населения. Потому как она представляет собой власть вообще. Она – часть державы.

Но ведь речь идет о десятках подобных пунктов. И, соответственно, о миллионных затратах. Так почему они должны ложиться на местные бюджеты, которые, напомню, все, что хотела держава на свои нужды, ей отдали, а обратно на свои нужды практически ничего не получили?

Наверное, нет смысла говорить о справедливости, понимании и паритетности интересов. «Пограничный вопрос» опять можно решать по старинке – ехать в столицу и хлопотать, чтобы выделили средства «на целевую программу», используя при этом все, вплоть до тяжелой артиллерии в лице народных депутатов и их депутатских запросов в правительство. Но, решив эту задачу, надо будет быть готовым к другой. «Кто везет – того и грузят!» – старая мудрость. И опять придется идти с протянутой рукой, вызывая острое недоумение наблюдающей все это (в большом и малом, малом и большом!) Европы?

Нет ни малейших сомнений: те, кто делит, от этого только выигрывают. Нет сомнений и других: те, кому должна служить любая власть – простые граждане, от этого проигрывают. И будут проигрывать, пока властные полномочия действительно не будут перераспределены, подкреплены деньгами и четко расписаны.

Вот тогда будет ясно, кому что дано и с кого сколько спрашивать.

Валерий ГОЛЕНКО,
председатель областного Совета

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна