Главная Обратная связь Структура сайта
Публикации

Свободы много не бывает

Собравшиеся за круглым столом говорили откровенно. О чем? А о несовершенстве региональной политики государства. В защиту не выступил никто. Если и велись споры между участниками выездного заседания консультативного совета по вопросам развития местного самоуправления при председателе Верховной Рады Александре Морозе, то только вот о чем: есть это самое местное самоуправление или его уже уничтожили?

Скажете, слишком резко поставлен вопрос? Но для того и собрались в Луганске представители практически всех регионов Украины, чтобы честно определить, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию. И вообще, возможно ли это?

Председательствовал первый вице-спикер парламента Адам МАРТЫНЮК, заменивший заболевшего накануне поездки Александра Мороза. У Адама Ивановича есть своя точка зрения, высказанная им недавно в «Голосе Украины»: «Местного самоуправления фактически не существует». И он за то, что нужно срочно менять ситуацию Если, конечно, хотим говорить о европейском выборе, если считаем себя демократичным и цивилизованным обществом.

Перед началом работы консультативного совета и сам Адам Мартынюк, и 39 видных деятелей местного самоуправления, приехавших к нам со всей страны, приняли участие во встрече с активом Луганщины. На нем с докладом выступил депутат областного Совета и председатель облгосадминистрации Александр АНТИПОВ, который и познакомил гостей с областью.

— Нам удалось по итогам 2006 года выйти на третье место в Украине по объему реализованной продукции, впервые преодолев барьер в 40 миллиардов гривен… — уточнил Александр Николаевич. — Общий успех в немалой степени зависит от позиции и роли органов местного самоуправления!

Кстати, о луганской позиции, ставшей уже, без сомнения, достоянием всей Украины.

Валерий ГОЛЕНКО, председатель Луганского областного Совета:

— В начале 90-х годов министр финансов Пятаченко в одночасье прославился тем, что, докладывая Верховной Раде проект бюджета, внес предложение сконцентрировать все финансовые ресурсы в руках Министерства финансов. Его тогда засмеяли! А чем дело кончилось? Министры менялись многократно, но озвученная Пятаченко идея победила!

Любой из представителей местного самоуправления, что называется, на своей шкуре прочувствовал, что чем дальше идет наше государство якобы по пути развития демократии, тем меньше становится этой самой демократии, по крайней мере, в местном самоуправлении. Что толку от конституционных гарантий местного самоуправления, если его права и полномочия систематически урезаются? Причем простым и очень эффективным способом — надежная финансовая основа местного самоуправления полностью разрушена! Власть без денег – это власть без прав! Власть без прав — это пародия на власть! Почему плохо развиваются регионы? Да потому, что централизовавшая все и вся держава не поощряет их к развитию! Нищими командовать легче...

Запланированные в этом году доходы местных бюджетов в нашей области дают возможность только одному району производить расходы на уровне прошлого года, а остальные тридцать городов и районов его не достигают. Бюджеты четырех городов областного значения и двух районов даже не обеспечивают финансирование защищенных статей! Что же тогда говорить о сельских бюджетах, где хватает средств лишь на зарплату сельскому голове и секретарю Совета, да и то на
6-9 месяцев. И все – законно?!

Дальше так жить нельзя! Меняются правительства, меняются идеологические подходы, а коренного перелома в жизни страны нет! Так, может, нужны перемены в правилах игры? Может, пора не Киеву делить то, что зарабатывает каждый регион, а регионам отдавать Киеву то, что нужно стране на общенациональные программы? А остальное – вкладывать в развитие? Мы здесь и собрались, чтобы говорить о том, что нас категорически не устраивает, и сформулировать, какими мы видим настоящие перемены. А не их имитацию…

Думаю, согласятся все — в государстве необходимо создавать новую, демократическую организацию всей публичной власти! Но возникает логичный вопрос: как менять, чтобы не ошибиться, чтобы горькое наше положение не стало еще горше?

Изменения в Конституцию Украины, вступившие в силу с 1 января 2006 года, закрепили новый формат взаимоотношений между Верховной Радой, Кабмином и Президентом, что соответствует стандартам парламентско-президентской республики. Большой шаг вперед! И даже несмотря на критику новаций и угрозы со стороны некоторых политиков отменить политреформу каждый реалист понимает: возврат к старой системе распределения полномочий вряд ли возможен.

Однако стоит признать, что эффективность политической реформы без создания развитого регионального и местного самоуправления вызывает большое сомнение. Незавершенность трансформации всей системы организации публичной власти уже сейчас сказывается на результатах деятельности властных структур. Особенно это касается регионального и местного уровней управления и самоуправления. Большие надежды возлагаются обществом на внесение изменений в Конституцию Украины, сформулированных в законопроекте 3207-1. Они касаются совершенствования территориального устройства и местного самоуправления. Основной акцент делается на претворение в жизнь идеи децентрализации публичной власти, которая показала свою эффективность в странах Европейского Союза.

Но оправдаются ли эти надежды? На мой взгляд, вряд ли. По крайней мере, надо подходить очень осторожно. Так сказать, не очаровываться загодя, чтобы потом не разочаровываться. Вот положения проекта закона 3207-1, которые закрепляют организацию власти на региональном уровне. Их можно охарактеризовать как ретроградные новации. Почему?

А в законопроекте предлагается на уровне района полноценное самоуправление. Без всяких тебе государственных администраций. Районный Совет будет иметь право образовывать свой исполнительный орган, который станет исполнять соответствующие решения районного Совета, управлять делами районного масштаба. Отлично! Смотрите, как резко меняется конституционно-правовой статус райсовета. Но вот что касается областного уровня — тут авторы заложили еще большие противоречия, нежели мы имеем сегодня. По существу на этом уровне будет два вида исполнительной власти: государственные администрации и исполнительные комитеты областных Советов. Причем полномочия и функции государственных администраций остаются без особых изменений.

Председатели местных администраций назначаются на должность и увольняются с должности Президентом по предложению Кабинета Министров. Перед Кабмином и Президентом председатели областных администраций и ответственны, им подотчетны и подконтрольны. Ну еще надо озираться на органы исполнительной власти высшего уровня – министерства и ведомства. А каковы рычаги воздействия у Советов и, соответственно, населения региона? Областной Совет имеет право выразить недоверие председателю местной государственной администрации. Если это недоверие выразили 2/3 депутатов от состава Совета, то Президент принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации. Все, как сейчас! Если ничего не дали, то спасибо, что хоть ничего не отобрали!

Следует конституционно закрепить основы реального самоуправления на уровне области, когда соответствующий Совет будет самостоятельно формировать и утверждать собственный бюджет, контролировать его исполнение.

Поэтому в том виде, в котором предлагается внести изменения в Конституцию Украины законопроектом
3207-1, мы не решаем проблемы, а еще больше затрудняем это решение. Необходима новая редакция данного законопроекта. При этом следует привлечь к этой работе представителей органов регионального самоуправления, которые на своем опыте прочувствовали все прелести уже существующего двоевластия и однозначно не хотят двоевластия грядущего, ученых, специализирующихся в данной отрасли знаний, народных депутатов, представителей политических партий и общественных объединений.

У нас практически последний шанс проявить мудрость и политическую волю. Или мы дадим право свободного выбора регионам на законном основании, или каждый из них будет искать свои пути, комбинируя уже на грани закона. Это будет единственный путь избежать полного обнищания и экономической и социально-политической деградации. Такие действия будут все активнее подталкивать страну к тоталитаризму. Ведь должен же быть порядок! И кто-то за ним будет следить, уповая на постоянно увеличивающуюся твердость руки и силу имеющегося закона! Который не изменили вовремя... Не знаю, как кому, но мне очень не хотелось бы оказаться в такой «прелести»...

Виктор ТИХОНОВ, народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления:

— С самого начала конституционного пути мы не разделяли подходы относительно порядка внесения изменений в Конституцию. Мы считали, что изменения необходимо вносить одновременно, одним законопроектом. И эти изменения должны касаться организации власти как на центральном, так и на региональном и местном уровнях.

Путь, по которому пошел парламент, привел к тому, что на центральном уровне, хоть и с трудностями, но конституционная модель управления изменена, а на региональном все осталось без изменений. Может ли такая деформированная система работать, а тем более работать эффективно? Конечно же – нет!

Поэтому одно из первоочередных заданий – определиться с перспективной системой органов власти на местах, а особенно на областном и районном уровнях. Без внедрения действенной власти на этих уровнях будет невозможно организовать выполнение как провозглашенных программ Президента Украины, так и программ деятельности Кабинета Министров Украины, не говоря уже о выполнении программ социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов.

Относительно конкретной модели организации местного самоуправления на региональном уровне, то она вытекает из Европейской хартии местного самоуправления – областным Советам законодатель должен предоставить право создавать собственные исполнительные органы, которые будут наделены соответствующими полномочиями для обеспечения их эффективной работы.

Мы должны вернуться к вопросу усовершенствования избирательной системы относительно органов местного самоуправления. Думаю, что никто не отрицает необходимости повышения роли и ответственности политических партий перед обществом. В то же время необходимо, чтобы эта ответственность не проходила мимо ответственности депутатов перед избирателями.

Если в октябре 2005 года только 14 процентов граждан поддерживали мажоритарную систему, то в сентябре 2006 года — уже 34, смешанную — 23,8 процента. Тогда как отношение к чисто пропорциональной системе оценивается положительно только 13,6 процента граждан.

Следующая проблема, которую породила чисто пропорциональная система, – это фактическое отсутствие представителей территориальных общин в районных и областных Советах, что имеет признаки несоответствия конституционному статусу этих Советов.

В комитет часто обращаются с вопросом – будут ли досрочные местные выборы в случае принятия изменений в Конституцию относительно местного самоуправления? У меня, как у председателя комитета, ответ простой – досрочные выборы политически нецелесообразны, а с правовой точки зрения никем еще не обоснованы.

После активной дискуссии консультативный совет принял решение направить свои предложения в комитеты парламента и лично председателю Верховной Рады Александру Морозу.

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна