Главная Обратная связь Структура сайта
От первого лица

Владимир Пристюк: «Механизм социальной защиты заложен в экономике»

«За бортом» почти сорок градусов жары (слово «тепла» даже не пришло на ум писать). В помещениях разве что можно избежать прямых солнечных лучей и нет обжигающего суховея. А по температуре — почти столько же, если нет кондиционера или вентилятора. Самая расхожая фраза — «мозги плавятся». Все мечтают о прохладе на берегу водоема. Но есть и реальность, которую не задвинешь в дальний угол, — всем надо трудиться.

Можно только восхищаться работоспособностью председателя областного Совета Владимира ПРИСТЮКА, деловой график которого даже в такую жару заполнен до отказа: поездки по области, встречи с людьми, решение важных вопросов. Поэтому для общения с журналистами время остается только в субботу.

Температура зашкаливает

— Жаркой была минувшая неделя, Владимир Николаевич?

— Жаркой. Напряженной. Прежде всего потому, что из-за высоких температур воздуха сейчас и, по прогнозам, до середины августа остается велика вероятность пожаров и возгораний. Мы видим, что творится в соседней России, в ряде областей Украины. На территории нашей области есть много мест, где может вспыхнуть большой пожар. Ежедневно работники Луганского областного лесоохотничьего хозяйства фиксируют 12—15 случаев возгорания.

— Вы часто повторяете, что сила власти четко прослеживается именно с появлением проблем.

— Да, именно так. Ведь когда есть проблема и нет власти — это катастрофа. При тушении обширного лесного пожара возле Северодонецка и в Кременском районе было явно видно, насколько местные руководители умеют организовать работу в подобных чрезвычайных условиях. К счастью, все были готовы, и у нас не возникло проблем ни с топливом, ни с приемом вертолета (отдельное спасибо и.о. министра МЧС Михаилу Болотских за присланную винтокрылую машину), ни с размещением людей. В этом плане стоит перенять опыт кременчан как наиболее оптимальный и отлично сработавший в тот момент.

Обсудив сложившуюся ситуацию с председателем облгосадминистрации Валерием Николаевичем Голенко, решили оказать помощь лесничеству. Вопрос о выделении денежных средств на приобретение запчастей, ГСМ, техники будет вынесен на предстоящую сессию областного Совета.

— Как бы нам пережить это сухое лето без серьезных последствий…

— Кроме пожаров, жаркая погода обострила и другую проблему — обеспечение санитарной безопасности. В первую очередь, это касается уборки и вывоза мусора, контроля за организацией и качеством питания детей в оздоровительных лагерях. Пищевые продукты в торговой сети должны быть под особым контролем. Нам важно не допустить отравлений, особенно в детских коллективах. Такую задачу мы вместе с губернатором поставили перед городскими и районными советами, райгосадминистрациями.

И третий вопрос, занимавший достаточно времени на минувшей неделе,- это уборка урожая, завершение сельхозработ и подготовка к предстоящим осенним полевым работам. Да, у нас есть проблемы с продажей зерна, его ценой. Но хочу заверить, что на территории Луганщины зерно есть, его надо суметь сохранить. Как негативное явление, отмечу нарастающий ажиотаж, усугубленный политизацией данного вопроса. На уровне области было проведено большое совещание, итогом которого стало решение: все наши предприятия, имеющие отношение к зерну и хлебу, должны заняться созданием регионального запаса. Для нас важно не только сохранить цену на зерно, но и его наличие.

— Не оттого ли в народе пошли разговоры о том, что, мол, как только зерно подорожает, так сразу и хлеб подорожает?

— Не совсем так. Объясню популярно: в себестоимости буханки хлеба только четвертая часть приходится на стоимость зерна, остальное — транспортные расходы, энергоносители, производственные затраты. Мы внимательно следим за ценовой политикой на территории области. И не только на хлеб. На то же куриное мясо, например, которое почему-то стало расти в цене. Значит, надо проверить и выяснить причину.

— То есть зря панику поднимают?

— Надо признать, что в Украине в этом году нет рекордного урожая, к которому привыкли в последние годы. Но есть урожай, который позволит не испытывать проблем с мукой или другими продуктами питания, производимыми из зерна. В правительстве создана группа по контролю экспорта, в регионах создаются структуры, занимающиеся формированием регионального заказа. Удержать ситуацию будет сложно, но мы это сделаем. Опыт есть и у местных властей, и у предприятий, занимающихся зерном. Если убрать эмоциональную составляющую, то можно уверенно сказать: внутренние потребности страны в продовольственном и фуражном зерне будут обеспечены.

О приятном

— И все же подведение итогов семидневки хочется завершить на приятной ноте — в эти выходные строители отмечают свой профессиональный праздник. Знаю, вы тоже имеете к нему отношение,- по своему первому образованию.

— Более того, я родился на улице Строительной! (Смеется.) Вся моя семья имеет отношение к этой созидательной профессии, поэтому она мне дорога и понятна, я переживаю за нее. Накануне мы поздравляли и говорили самые добрые слова благодарности строителям за труд, выражали надежду на лучшие времена в отрасли.

— Когда подъезжаем к Киеву и видим башенные краны то там, то здесь, понимаем, что город строится и, значит, развивается. А вот в Луганске картина несколько иная. Если не сказать — грустная картина.

— Мы должны понимать, что стройиндустрия — это лакмусовая бумажка состояния экономики в целом, уж очень много составляющих в ней. Один строитель дает работу как минимум представителям пяти профессий. По количеству выпускаемых стройматериалов можно судить о развитии страны, о благосостоянии ее населения.

К сожалению, пока в нашем регионе об активности стройиндустрии говорить не приходится. Общая экономическая проблема в стране переложилась и на Луганщину: доходы населения упали, а стройматериалы поднялись в цене, ипотечное кредитование сложное и дорогое, а банки боятся идти на кредитование.

Тем не менее областной Совет и облгосадминистрация уделяют внимание нашим строительным предприятиям, чтобы сохранить и поддержать их коллективы. Отсюда заказы на ремонт, строительство за счет средств областного бюджета при взвешенном их распределении. Задача даже не выжить, а, повторюсь, сохранить коллективы. Это самое важное. Проще простого растерять кадры из-за невыплат зарплат, отсутствия объема работ. А вот собрать и создать — уже проблема.

Но даже в таких условиях у нас в области есть около десятка строительных компаний, которые держатся на плаву. Они самодостаточны, имеют исключительно луганскую «родословную». Строят с надеждой, что отрасль возродит свою былую славу. Уже сейчас есть задатки для этого.

Обратная связь

— Как и планировалось, на минувшей неделе состоялась ваша очередная рабочая поездка по области, на сей раз в Свердловск. Но ведь подобные визиты важны еще и обратной связью. Что имею в виду? Не только выслушать жалобы и просьбы населения, но и отреагировать на них как можно быстрее.

— Любая поездка — это и отчет о деятельности областного совета, и своеобразный мини-прием жалоб и заявлений граждан. Все берется на контроль. Часть вопросов обсуждаем с руководителями территорий сразу же после приема и выясняем, где и чья компетенция. Приходится иной раз подключать и областные структуры. Так было, например, во время встречи в поселке Белореченском Лутугинского района, когда женщины пожаловались на распространение наркотиков среди молодежи.

— Вы тогда сразу же позвонили заместителю начальника областного УВД, если не ошибаюсь…

— Да, правильно. В той ситуации моя реакция была именно такой. Но есть же и результат! Возбуждены уголовные дела, да и сами жители поселка активизировали свою деятельность. Они почувствовали, что можно искоренить это зло, если взяться всем сообща, что связь между властью и населением может быть тесной. Такие же подходы я видел в Рубежном, Свердловске. Это очень важно.

Сегодня на человека давят проблемы — кризис, неплатежи, пожары. С ума сойти можно от негативного информационного потока. Но мы должны находить положительные примеры и показывать, что есть люди, которые что-то реально делают, решают проблемы, находят нестандартные решения.

Например, в Свердловске меня поразило абсолютное уважение к власти. Потому что сделано колоссально много, вложен огромный труд исполнительной власти, чтобы привлечь на территорию миллионы евро — деньги программы ТАСИС на реконструкцию и модернизацию социальной инфраструктуры. Это — отличный пример организации работы власти с громадой. В процессе участвуют все, и все чувствуют ответственность за принятые решения, за их воплощение.

А в большинстве случаев у нас, к сожалению, громада и население — это разные вещи. Парадокс! Надо думать о новых, эффективных формах работы. Если есть областной Совет, районный, городской и нет привязки к громаде - это работа впустую.

Социальные стандарты и минимум льгот

— Но эта же громада, а точнее будет сказать — каждый житель территории, живет своими проблемами. И зачастую они так давят, что думать об общественных вопросах нет ни сил, ни времени. А вот власть должна думать и обеспечивать людям уверенность в завтрашнем дне, в социальной защите. Уж такая у нее задача.

— К сожалению, государство часто оценивают какими-то отдаленными критериями, не привязанными к реалиям жизни. Да, государство нам должно и обязано что-то делать. Это правильная фраза. Но государство может дать что-то, только исходя из имеющихся возможностей.

Думаю, нет необходимости убеждать, что механизм социальной защиты имеет явное денежное выражение и заложен он в экономике. Уголь для бытовых нужд, компенсация стоимости газа — субсидии, поддержка инвалидов — все надо оплатить. Колоссальные затраты! А нынешний Кабмин столкнулся с огромным долгом и бюджетными дырами, оставленными в наследство предыдущей властью, помноженными, к тому же, на кризисные явления. Поэтому главная задача на данном этапе — закрутить машину развития экономики, чтобы госбюджет был мощным. Это первое.

Во-вторых, очень многие законы по социальной защите политизированы, и это тянется с первых дней новой Украины, когда были сплошные выборы и надо было завоевать расположение избирателей. Мы как-то посчитали, что если попытаться выполнить все социальные гарантии, заложенные в наших законах, понадобится больше двух годовых бюджетов страны. Это ненормальная ситуация, согласитесь. Поэтому, на мой взгляд, государство должно выработать тот минимум льгот, который реально сможет обеспечить и дать его людям, нуждающимся в поддержке и помощи.

— У вас, как всегда, есть свое видение и по этому вопросу…

— Считаю, что соцзащита должна заключаться в способности государства дать всем гражданам возможность иметь активную позицию — социальную или производственную. Возможность реализоваться и самому на себя зарабатывать.

— То есть не сидеть в ожидании помощи, а самим пытаться включиться в процесс?

— Именно. Потому что при ближайшем рассмотрении некоторые направления соцзащиты оказываются не совсем справедливыми. Например, у нас есть компенсация за проезд льготников в общественном транспорте. Эти компенсации получают автотранспортные предприятия, имеющиеся в распоряжении громад. В Луганске есть такие предприятия. В Красном Луче, Стаханове тоже есть. А вот в Марковке нет. Но люди-то оттуда ездят в тот же Луганск, чтобы решить свои вопросы. При этом им ничего не компенсируют. Есть о чем подумать? Есть.

Считаю, что мы должны выработать социальный стандарт и четко оговорить, что государство может дать сегодня. Например, в здравоохранении. Люди должны точно знать, что машина скорой помощи приедет по вызову в течение 20 минут и будет снабжена всем необходимым хотя бы по минимуму. А чего-то сверх этого уже не будет. И в больнице мы должны пациенту четко сказать, что могут ему здесь предоставить, а что — нет. Зачем обманывать людей?!

Или еще. Знаю людей с ограниченными физическими возможностями, которые работают так, что дай Бог здоровым так работать. И они от этого счастливы. Потому что самое страшное для инвалида — это быть обузой своим родным или находиться в социальном вакууме. И нашу задачу вижу в том, чтобы помогать им быть социально активными. Мы должны помогать этим людям ра-бо-тать! В меру их здоровья, физических данных. Создать необходимые им условия труда — в этом и должна выражаться льгота со стороны государства. Этим надо заниматься, поскольку категория таких людей увеличивается. Надо по-другому смотреть на эти процессы, а не только платить инвалиду компенсацию. Это неправильно.

— Побьют за такие слова, Владимир Николаевич. Ну по крайней мере, недовольство некоторые выскажут…

— Это моя позиция, и могу предположить, что с ней согласятся не все. А некоторые и вовсе обидеться могут. Что ж, готов к обсуждению.

Задача стоит — разобраться, насколько эффективно работает социальная защита и насколько в ней нуждаются в предлагаемом виде. Конечно, в подобной формулировке данный вопрос не в компетенции областного Совета и облгосадминистрации. Это процесс законодательный.

— Но на уровне области что-то же делается! Люди не в Киев поедут за помощью, а придут к вам, «в область».

— Сидеть сложа руки мы не будем, это точно. Поэтому областной Совет принял ряд комплексных программ по социальной защите: граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы; в отношении ветеранов войны, труда, военной службы, воинов-интернационалистов, пенсионеров и граждан преклонного возраста; по соцзащите и реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. Все они работают, и имеются реальные результаты.

— Социальное обслуживание пенсионеров, одиноких нетрудоспособных граждан и инвалидов — тоже одно из направлений деятельности областного Совета…

— С июня 2004 года по инициативе областного Совета в Луганске создано и действует коммунальное учреждение «Луганский областной центр социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение», где реабилитационная помощь предоставляется детям с ограниченными физическими возможностями. С 2006 года учреждение вышло на другой уровень и финансируется за счет средств государственного бюджета.

В 1999 году создан областной центр профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов. С 2007 года центру присвоен статус межрегионального. Он рассчитан на всестороннюю помощь инвалидам І-ІІІ групп с оказанием комплекса реабилитационных услуг. В минувшем году в центре получили профессиональное обучение 123 инвалида; за 6 месяцев 2010 года — 76 человек.

Решением сессии областного Совета в 2009 году был открыт Лотиковский областной психоневрологический интернат на 200 койко-мест. Были изысканы средства на создание и реконструкцию здания.

— А материально помочь?

— Есть фонды, через которые мы помогаем. Особенно что касается операций детей, чрезвычайных ситуаций. На протяжении пяти лет функционирует областная комиссия, которая рассматривает обращения граждан, изучает обстоятельства, которые стали причиной обращения, принимает решение о предоставлении материальной помощи и определяет ее размер. В 2010 году средний размер помощи за счет средств областного бюджета составил 296,27 гривни на одного человека, в то время как средний размер помощи из госбюджета соответственно 122,67 гривни. В прошлом году эти показатели составляли, соответственно 430 гривен и 192 гривни.

Таким образом, жителям области за последние три года областным Советом выделено около 3 млн грн для разрешения жизненно необходимых вопросов.

— В средних цифрах это выглядит скромно, если честно, а в сравнении со всей страной — лучше.

— Стараемся реагировать на все обращения, и никто не скажет, что кому-то отказали в помощи при сложной, трагической ситуации. Другой вопрос, что мы не всегда можем помочь в том объеме, который нужен. Поэтому задача, над которой работает Президент и мы вместе с ним, — создать такое общество, где есть финансовая возможность адекватно помогать людям, временно или долговременно нуждающимся в соцзащите. Мы должны думать и об одиноких гражданах, и о многодетных семьях, и о детях в неполных семьях.

Кстати, имею личное мнение в отношении детей, оставшихся без родителей: только в семье, где будет царить домашний уют, можно воспитать социально активного человека. Поэтому мы должны способствовать созданию приемных семей, помогать с жилищными условиями и подкреплять финансами. А деньги, которые выделяем на интернаты, сторицей бы вернулись через приемные семьи. Результат был бы в десятки раз больше.

Это тоже социальная защита, но форма ее подачи должна быть другая. На тех же деньгах.

— Статистика создания приемных семей в области подтверждает, что со временем мы придем именно к такому раскладу.

— По-другому и не может быть. Все, что в мире есть эффективного, мы будем перенимать и применять у себя.

— Тему применения мирового опыта в самых разных сферах жизни вообще надо брать на карандаш и обсуждать отдельно.

— Согласен. Тема широкая и актуальная.

— А сейчас расскажите о планах председателя областного Совета на следующую неделю.

— Традиционно: работа с депутатами, подготовка к сессии, поездка в регион. Добавится совещание по вопросам теплоснабжения в учреждениях областной коммунальной собственности. В планах - поездка в Киев в Кабмин по решению социально-экономических вопросов Луганщины.

— Насыщенная неделя получится у вас. Для себя уже отметила несколько тем. Будет о чем поговорить в следующую субботу.

Беседовала Елена КОПТЕВА, Наша газета

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна