Главная Обратная связь Структура сайта
русский язык

Решение № 5/25 от 27.05.2011 г. О реализации конституционных гарантий на свободное использование русского языка, других языков национальных меньшинств в Луганской области

ЛУГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
ШЕСТОГО СОЗЫВА
пятая сессия

РЕШЕНИЕ

27.05.2011
г. Луганск
№ 5/25

О реализации конституционных гарантий на свободное использование русского языка, других языков национальных меньшинств в Луганской области

Особенностью национального состава населения Луганской области является многонациональность. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, на территории области проживают представители более 120 национальностей и народностей. Многонациональность Луганщины обусловила разнообразие языковой среды на территории области.

Согласно информации Главного управления статистики в Луганской области (по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года) 91 % жителей Луганской области считают родным русский язык и свободно им владеют, из них 38% являются россиянами по национальности и считают русский язык родным, 31% – представители других национальностей, но указали в качестве родного русский язык, 22% – кроме родного языка, свободно владеют русским.

С целью удовлетворения социально-культурных потребностей населения Луганской области, принимая во внимание специфические условия и исторические традиции Луганщины, признавая русский язык в качестве средства выражения культурного достояния и общения большинства населения области, Луганским областным советом было принято решение от 25.04.2006 № 2/13 «О мероприятиях по обеспечению реализации положений Указа Президента Украины от 07.04.2006 № 295/2006 относительно русского языка на территории Луганской области» (далее – решение областного совета), положения которого закрепляли, что русский язык в Луганской области в определении Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств является региональным языком (п. 1 решение областного совета). Пунктом 2 решения областного совета установлено, что Луганский областной совет, его исполнительный аппарат в своей работе и в официальных документах, сообщениях, объявлениях используют наряду с украинским (государственным) и русский – языки работы, делопроизводства и документации. К тому же, в соответствии с п. 4 решения областного совета органам государственной исполнительной власти и органам местного самоуправления предложено обеспечить право граждан обращаться к любым государственным, партийным, судебным, общественным органам, предприятиям, учреждениям и организациям как на государственном, так и на русском языке.

В 2006 году в Ленинский районный суд г. Луганска обратился гражданин Назаренко А.Ф. с исковым заявлением к Луганскому областному совету о признании пунктов первого, четвертого решения областного совета такими, которые нарушают права истца, и их отмене, учитывая отсутствие у Луганского областного совета компетенции по принятию указанного решения.

Кроме того, Назаренко А.Ф. пришел к выводу о нарушении областным советом при принятии указанного решения его личных прав и интересов, поскольку, как считает Назаренко А.Ф., такое решение ограничивает его право свободно использовать украинской язык в органах государственной власти, местного самоуправления, судах.

Постановлением Ленинского районного суда г. Луганска от 27.12.2007 по делу № 2а-81/07 исковое заявление удовлетворено частично: признан противоправным и отменен п. 1 решения областного совета; в удовлетворении искового заявления относительно признания противоправным и отмене п. 4 указанного решения областного совета – отказано.

Данное постановление Ленинского районного суда г. Луганска было обжаловано Луганским областным советом в Донецком апелляционном административном суде, который 24.06.2008, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы по делу № 22а-5045/08, вынес постановление, которым отменил постановление Ленинского районного суда г. Луганска от 27.12.2007 по делу № 2а-81/07 и удовлетворил иск Назаренка А.Ф. – признал противоправными и отменил пункты 1, 4 решения областного совета.

Кроме того, в 2008 году в Ленинский районный суд г. Луганска с административным иском к Луганскому областному совету о признании противоправным и недействующим решения областного совета обратился заместитель прокурора Луганской области в интересах государства в лице Кабинета Министров Украины.

29.09.2010 Ленинским районным судом г. Луганска было принято постановление по делу № 2а-3223/10 по административному иску заместителя прокурора Луганской области в интересах государства в лице Кабинета Министров Украины к Луганскому областному совету о признании противоправным и недействующим решения областного совета, которым суд удовлетворил исковые требования полностью, признал противоправным и отменил данное решение Луганского областного совета. Суд не учел, что согласно постановлению Донецкого апелляционного административного суда от 24.06.2008 по делу № 22а-5045/08, которое вступило в законную силу, пункты 1, 4 решения Луганского областного совета уже были признанные противоправными и отменены.

Вышеупомянутое постановление Ленинского районного суда г. Луганска было обжаловано Луганским областным советом в Донецком апелляционном административном суде, который 09.11.2010 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы по делу № 2а-3223/10/1213 постановил определение, которым апелляционную жалобу областного совета оставил без удовлетворения, постановление Ленинского районного суда г. Луганска от 29.09.2010 по делу № 2а-3223/10 оставил без изменений.

Таким образом, на сегодняшний день решение областного совета признано противоправным и отменено.

В то же время, следует отметить, что главной целью принятия решения областного совета было содействие развитию культурного богатства и традиций Луганщины, акцентирование внимания на необходимости межкультурного диалога и многоязычности.

Депутаты областного совета, как представители общих интересов территориальных громад сел, поселков, городов Луганской области в стремлении дальнейшего развития местного самоуправления, которое основывается, в частности, на принципах народовластия и объединения местных и государственных интересов (ст. 4 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»), реализация которых невозможна без учета всего разнообразия национальностей и специфических условий, исторических традиций отдельных регионов страны в рамках незыблемого национального суверенитета и территориальной целостности, решением областного совета отобразили волю избирателей, подавляющее большинство которых представляет именно русскоязычную группу населения.

Решение областного совета ни в коем случае не было направлено на ограничение свободного применения в общественной жизни государственного украинского языка. Охрана и развитие русского языка как родного языка подавляющего большинства населения Луганщины не означает его противопоставление официальному украинскому языку, тем не менее предопределяет органическое объединение применения украинского и русского языков в общественно-политической жизни Луганской области.

В соответствии со ст. 10 Конституции Украины государственным языком в Украине является украинский язык. В тот же время, в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.

Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом (ст. 10, ст. 92 Конституции Украины).

Так, согласно абз. 1 ст. 11 Закона УССР «О языках в Украинской ССР» языком работы, делопроизводства и документации, а также взаимоотношений государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций является украинский язык. В абзаце 2 ст. 3 Закона УССР «О языках в Украинской ССР» отмечается, что в работе государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местах проживания большинства граждан других национальностей (города, районы, сельские и поселковые Советы, сельские населенные пункты, их совокупность), могут использоваться наряду с украинским и их национальные языки.

Организацию выполнения Закона УССР «О языках в Украинской ССР» согласно ст. 9 указанного выше Закона возложено на Совет Министров Украинской ССР (Кабинет Министров Украины). В тот же время контроль за выполнением указанного Закона в соответствии с этой же статьей возлагается на советы народных депутатов (органы местного самоуправления).

Программа Президента Украины «Украина для людей» (пункт 5) предусматривает реальное утверждение в Украине европейских стандартов демократии, неуклонное обеспечение прав и свобод человека, цивилизованного решения языкового вопроса, в частности – вопроса статуса и использования русского языка, осуществление сбалансированной государственной языковой политики, которая адекватно реагирует на языковые нужды общества, отвечает общепризнанным нормам международного права, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.

Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств от 05.11.1992 ратифицирована Законом Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 15.05.2003 № 802-15 и вступила в силу на территории Украины с 01.01.2006.

В соответствии со ст. 3 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (Процедура выполнения), каждое договорное государство определяет в своей ратификационной грамоте или своем документе о принятии или утверждении каждый региональный язык или язык меньшинства или официальный язык, который менее широко используется на всей его территории или части территории, и на который распространяется действие Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.

Согласно п. 2 Закона Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», положения Европейской хартии применяются к языкам таких национальных меньшинств Украины: белорусскому, болгарскому, гагаузскому, греческому, еврейскому, крымскотатарскому, молдавскому, немецкому, польскому, русскому, румынскому, словацкому и венгерскому.

В соответствии со ст. 7 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств применение специальных мер в сфере региональных языков или языков меньшинств, направленных на достижение равенства между лицами, употребляющими эти языки, и остальным населением или надлежащим образом учитывающими их конкретное состояние, не рассматриваются как акт дискриминации против тех лиц, которые употребляют более распространенные языки.

Выражая общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов Луганской области, учитывая позицию избирателей, подавляющее большинство которых поддержало Программу Президента Украины «Украина для людей», в том числе в вопросе свободного использования русского языка наряду с украинским государственным языком, Луганский областной совет считает необходимым проинформировать общественность, другие местные советы на территории Луганской области о конституционных гарантиях и правах граждан на свободное использование русского языка, других языков национальных меньшинств в рамках действующего законодательства, а также подготовить предложения Верховной Раде Украины относительно усовершенствования языкового законодательства Украины.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь ст. 10 Конституции Украины, п. 2 Закона Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», ст. 5, 8 Закона УССР «О языках в Украинской СCP», ч. 2 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985, ратифицированной Законом Украины от 15.07.1997 № 452/97-BP, областной совет

РЕШИЛ:

1 Информировать общественность, сельские, поселковые, городские, районные советы на территории Луганской области о том, что:

– согласно решению Конституционного Суда Украины от 14.12.1999 № 10-рп/99, наряду с украинским государственным языком при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления могут использоваться русский и другие языки национальных меньшинств в пределах и порядке, которые определяются законами Украины;

– в соответствии со ст. 5 Закона УССР «О языках в Украинской СCP» гражданин имеет право обращаться к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям на украинском, русском языке, или языке, принятом для сторон;

– согласно ст. 8 Закона УССР «О языках в Украинской СCP» какие-либо привилегии или ограничения прав лиц по языковым признакам, языковая дискриминация недопустимы.

2 Опубликовать данное решение в издании Луганского областного совета «Наша газета» на украинском и русском языках.

3 Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию областного совета по вопросам регламента, депутатской деятельности, обеспечения прав граждан, свободы слова и информации.

Председатель областного совета В.Н.Голенко

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна