Главная Обратная связь Структура сайта
31 сессия

Решение № 31/5 от 7.10.2009 г. О проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»

ЛУГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
ПЯТОГО СОЗЫВА
тридцать первая сессия

РЕШЕНИЕ

07.10.2009 г.
г. Луганск
№ 31/5

О проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»

Заслушав информацию о проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» областной совет отмечает.

Представленный Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Раде Украины законопроект от 15.09.2009 №5000 «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» сформирован на принципах не введенного в действие Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Украины», с нарушением норм Конституции Украины, Бюджетного Кодекса Украины, других законодательных актов и не соответствует ряду решений Конституционного Суда Украины.

Кабинет Министров Украины, при определении макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2010 год, которые служат основой расчетов показателей госбюджета и межбюджетных отношений, исходил из макропоказателей, утвержденных на 2009 год без учета предварительных прогнозов их выполнения в текущем году.

Как следствие, утвержденные макропоказатели, показатели государственного бюджета не подтверждаются расчетами реальности их достижения.

Чтобы обеспечить выполнение макропоказателей экономического и социального развития, расчетных показателей Министерства финансов Украины, в области необходимо, исходя из предварительных прогнозов, составленных по итогам 8-ми месяцев т.г, обеспечить рост ВРП на 18,6%, выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах – не меньше чем на 20%, поступлений в Государственный бюджет Украины, по администрируемым органами государственной налоговой службой источникам, от объема которых установлены отчисления дотации выравнивания местным бюджетам области, - на 800 млн грн или 40%. Исходя из динамики внешнеэкономической деятельности, выполнения плана с учетом изменений за 9 месяцев т.г. по ввозной и вывозной пошлине (57,9%) единого сбора, взимаемого в пунктах пропуска через государственную границу (68,3%), вряд ли можно ожидать обеспечения их мобилизации в предлагаемых размерах. Объем дотации выравнивания предусмотрен по области в размере 2,3 млрд грн. Как следствие, уже на стадии формирования бюджета закладывается дефицит ресурсов на финансирование делегированных полномочий.

Проект государственного бюджета предполагает дальнейшее усиление фискального давления на экономику.

В 2010 году продолжается практика покрытия расходов государственного бюджета за счет прямых заимствований. Их объем предусмотрен в гривневом эквиваленте на уровне 120,4 млрд грн, или 10% ВВП, в том числе внешние -
15,5 млрд грн и внутренние 104,9 млрд грн – облигации внутреннего государственного займа.

В связи с существенным завышением доходов возникают риски невыполнения расходов в утвержденных объемах.

Анализ расходной части свидетельствует о существенном сокращении объемов финансирования по государственным целевым программам, в частности в аграрном секторе.

Становятся заложниками ручного управления при выделении средств на жизненно-важные расходы по государственной поддержке предприятия угольной промышленности. Львиная часть финансирования отрасли предусмотрена в Стабилизационном фонде.

В качестве источников финансирования расходов предлагаются такие поступления, как налоговый долг шахт, уплата рассроченных и отсроченных платежей государственных угледобывающих предприятий по НДС и налогу на прибыль, возвращение беспроцентных бюджетных займов (которые давались на погашение задолженности по зарплате), т.е. государство советует шахтам финансировать свои потребности самостоятельно. В частности и господдержку угледобывающих предприятий.

Сокращены расходы по программе реструктуризации угольной и торфодобывающей промышленности.

Не предусмотрены ресурсы на покрытие задолженности, образовавшейся на 01.01.2009 года по обеспечению углем льготных категорий получателей в соответствии со ст. 48 Горного Закона Украины.

В представленном проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» предусмотрено беспрецедентное в истории независимой Украины ограничение ресурсов на выполнение программ по социальной защите и государственным социальным гарантиям населения.

Предложенный ст.54 проекта показатель прожиточного минимума
(637 грн), который служит основой для расчета государственных социальных стандартов в сфере оплаты труда, установления пенсии, других видов социальной помощи на 21,4%, или 174 грн ниже его фактического уровня, сложившегося за август т.г. (811 грн).

Предлагаемый размер прожиточного минимума приведет к резкому ухудшению качества жизни населения и дальнейшему его обнищанию.

В нарушение ст.6 Закона Украины «Об оплате труда» Правительством предусматривается приведение в соответствие с утвержденным минимумом размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 разряда Единой тарифной сетки только с 1 декабря 2010 года, что приводит к искусственному занижению доходов работников бюджетной сферы. По итогам 8-ми месяцев т.г. средняя заработная плата ниже средней по области в образовании - на 16,2%, здравоохранении - на 33,3%, в сфере культуры и спорта - на 27,7%.

Вместо приведения оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с действующим законодательством Кабинет Министров Украины предлагает установление точечных дополнительных выплат отдельным категориям работников.

Областной совет, в целом поддерживая меры по укреплению материально-финансовой базы сел, поселков и городов, не может согласиться с предложенной в законопроекте о госбюджете на 2010 год схемой разграничения доходов между уровнями бюджетов, переходом на установление прямых межбюджетных отношений государственного бюджета со всеми местными бюджетами включая бюджеты сел, поселков и городов районного значения. Предложенная схема не соответствует действующему законодательству и содержит ряд существенных методологических недоработок, которые не позволяют обеспечить эффективное управление бюджетными ресурсами.

Укрепление бюджетов территориальных громад сел, поселков и городов районного подчинения предполагается за счет доходов, закрепленных согласно действующему законодательству за областными и районными бюджетами, с сохранением за последними полномочий и функций по финансированию делегированных государством полномочий. Возникает реальная угроза их несбалансирования.

Предложенный проект государственного бюджета не предполагает увеличение расходов на социально-экономическое развитие области и выполнение региональных инвестиционных проектов.

В нем не заложены ресурсы на строительство транспортного коридора М-04 маршрутом Знаменка-Луганск-Изварино, на участие Луганск-Дебальцево.

Предложенная схема финансирования приводит к сокращению в Луганской области на 42 млн грн средств, направляемых ране на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения.

Не определены источники ресурсов на завершение строительства и реконструкции, переходящих на следующий год объектов межрегионального значения, финансируемых из областного бюджета.

Не предусмотрены целевые средства на выполнение Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства вследствие чего и в текущем году область не получит ресурсы на выполнение государственной целевой Программы реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области на 2004-2006 годы и период до 2010 года.

Расчетные показатели Министерства финансов Украины по поступлениям в бюджет всех уровней Луганской области завышены и не базируются на реальных возможностях экономики региона.

Как следствие уже на стадии формирования бюджета предусмотрен дефицит ресурсов на выполнение органами местного самоуправления делегированных государством полномочий.

В нарушение действующего законодательства областной совет лишается возможности выполнения природоохранных программ межрегионального значения.

Предложенная структура доходов областного бюджета приведет к потере 330 млн грн стабильно поступающих налогов и сборов, а установленные взамен источники – проблемные к взиманию.

Изменение принципов разграничения доходов бюджетов по их уровням без соответствующего перераспределения полномочий между местными бюджетами по финансированию расходов приведет к неэффективному использованию и так крайне ограниченных ресурсов.

В условиях кризиса значительная часть дополнительных ресурсов будет отвлечена на реализацию новых инвестиционных проектов.

В бюджетах сел, поселков и городов районного значения, а также в районных и областных бюджетах увеличиваются расходы на выполнение делегированных государством полномочий в частности: внешкольное образование, местную пожарную охрану, центры социальной реабилитации детей-инвалидов и центры профессиональной реабилитации инвалидов, центры социально-психологической реабилитации детей и социальные общежития, денежную компенсацию физическим лицам, которые предоставляют социальные услуги.

Предложенный вариант распределения доходов между уровнями местных бюджетов приведет к последующему углублению диспропорций в экономическом и социальном развитии территорий.

Увеличение доходов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов, не обеспечивают их равномерное распределение.

Существуют серьезные сомнения в эффективном освоении громадами дополнительных ресурсов из-за несовершенной методологической базе распределения между бюджетами расходов, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов, значительных дополнительных административных ресурсов, связанных с освоением средств.

Предлагая укрепление доходной части сельских, поселковых и городских районного значения бюджетов законопроект не отменяет функции по районным, городским, областного значения, областным бюджетам по выполнению делегированных государством полномочий.

Данный вопрос, ст.53 и п.8 Заключительных положений законопроекта, предлагается урегулировать путем обязательной передачи сельским, поселковым, городским районного значения советам части расходов на выполнение делегированных государством полномочий по здравоохранению по месту медицинского обслуживания населения с соответствующими средствами в виде межбюджетных трансфертов.

Формируемый в условиях финансового кризиса бюджет не предусматривает в достаточном объеме ресурсы на финансирование первоочередных защищенных статей местных бюджетов.

В законопроекте предлагается рост на оплату энергоносителей в сравнении с утвержденными на 2008 год объемом в среднем на 15%. Однако уже в процессе исполнения бюджета т.г. цены на природный газ для бюджетных учреждений выросли на 37,7% и тарифы на услуги теплообеспечения – на 33,3%. Для обеспечения стабильных расчетов рост расходов на оплату расходов за потребленный природный газ должны составлять не менее 59%, на услуги теплообеспечения – не менее 55%.

При существенном росте тарифов и снижении уровня жизни граждан Украины в бюджете 2010 года не увеличиваются расходы госбюджета на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы.

Правительство в законопроекте о государственном бюджете на 2010 год предлагает узаконить превышение собственных полномочий в бюджетной сфере. В частности, в вопросах регулирования земельных отношений; увеличения расходов по отдельным функциям без согласования с Верховной Радой Украины; права самостоятельно устанавливать порядки использования средств Стабилизационного фонда; установления нормативов отчислений государственными унитарными предприятиями части прибыли в государственный бюджет; выпуска государственных ценных бумах сверх объемов, утвержденных законом; права устанавливать размеры социальных выплат, которые в соответствии с законодательством определяются в зависимости от размеров минимальной заработной платы в абсолютных суммах в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетными программами.

В нарушение Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины ст.83 законопроекта о государственном бюджете на 2010 год обязывает распорядителей местных бюджетов обеспечить в следующем году направление не менее 10% своих расходов на проведение структурных реформ в соответствующих отраслях экономики.

Руководствуясь ч. 2 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», областной совет

РЕШИЛ:

1 Информацию заместителя председателя постоянной комиссии областного совета по вопросам экономического развития, бюджета и финансов Татарчук В.П. о проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» принять к сведению.

2 Считать разработанный Кабинетом Министров Украины проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» не сбалансированным, не реальным и не обеспечивающим справедливое распределение общественных ресурсов.

3 Поддерживая необходимость усиления финансовой независимости территорий, считать преждевременным и поспешным проведение предложенного Кабинетом Министров Украины эксперимента в межбюджетных отношениях, поскольку его внедрение приведет к дальнейшей разбалансированности бюджетов всех уровней и углублению диспропорций в экономическом развитии территорий.

4 Рекомендовать Верховной Раде Украины:

- не принимать к рассмотрению проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», как составленный с нарушениями норм Конституции Украины, Бюджетного Кодекса Украины, других законодательных актов и не соответствующий решениям Конституционного Суда Украины;

- потребовать от Кабинета Министров Украины доработать проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» на базе действующего законодательства, исходя из реальных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития на предстоящий год и с учетом необходимости решения неотложных первоочередных проблем на государственном и местном уровнях;

- поручить Кабинету Министров Украины при доработке проекта Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» в обязательном порядке:

в целях недопущения снижения реальных доходов населения, прежде всего наименее защищенных категорий, пересмотреть блок социальных обязательств государства в сторону увеличения размера минимальной заработной платы, прожиточного минимума, повышения уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров минимальной (обычной академической) стипендии для учащихся профессионально-технических и студентов высших учебных заведений I - IV уровней аккредитации, учеников и студентов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированного) для назначения помощи согласно Закону Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»;

привести в соответствие действующему законодательству схему разграничения доходов между уровнями бюджетов и установление прямых межбюджетных отношений государственного бюджета с местными бюджетами;

предусмотреть ресурсы для бюджетов всех уровней в объемах, достаточных для выполнения территориальными громадами собственных и делегированных государством полномочий, обеспечения в полном объеме ассигнованиями на первоочередные защищенные статьи расходов;

обеспечить выполнение Закона Украины от 24.06.2004 № 1869-IV «Об Общегосударственной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Украины от 26.08.2009 (протокол №56) Планом организации выполнения мероприятий, необходимых для обеспечения реализации Закона.

- в целях восстановления внутреннего спроса и экономического роста, предусмотреть финансовую поддержку антикризисных мероприятий, направленных на поддержку секторов экономики, снижение налоговой нагрузки на производственную сферу и малый бизнес; привести в соответствие Закону Украины от 31.10.2008 № 639-VI «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» расходы Стабилизационного фонда, исключив из него финансирование мероприятий, направленных на текущие расходы.

5 Поручить областной госадминистрации подготовить и внести на рассмотрение областного совета вопрос «О ходе выполнения в Луганской области ст.48 Горного закона Украины в части обеспечения углем льготных категорий получателей из ликвидируемых шахт».

6 Направить данное решение Председателю Верховной Рады Украины, руководителям комитетов Верховной Рады Украины, руководителям фракций в Верховной Раде Украины, народным депутатам Украины от Луганской области: Бойко Ю.А., Вечерко В.Н., Демишкану В.Ф.,
Ефремову А.С., Илляшову Г.А., Килинкарову С.П., Королевской Н.Ю.,
Курило В.С., Ландику В.И., Тихонову В.Н., Фесенко Л.И., Цыбенко П.С., Шаманову В.В., Ягоферову А.Н.

7 Рекомендовать городским головам, председателям районных советов рассмотреть проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» на сессиях местных советов, дать оценку его влияния на экономическое и социальное развитие территорий.

8 Опубликовать данное решение областного совета в печатных изданиях областного совета и других региональных средствах массовой информации.

9 Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию областного совета по вопросам экономического развития, бюджета и финансов.

Председатель областного совета В.Н.Голенко

Телефон для справок: +3 80642 58-58-26
Почтовый адрес Украина, г. Луганск, пл. Героев Великой Отечественной войны, 3
Электронный адрес luganskoblrada2014@gmail.com
© Луганский областной совет, 2002-2014

Документы публикуются на языке оригинала. При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://oblrada.lg.ua обязательна